омендации и очень осторожно подходят к формированию своих запросов. Разумеется, я говорю о той серьезной, разумной и, кстати, платежеспособной, прослойке населения, которую только и можно отнести к категории клиентов. И не беру в расчет малообразованных, деградирующих и зачастую психически больных людей, которые в избытке осаждают любого более-менее известного специалиста и являются серьезной помехой в работе. Заниматься ими, в подавляющем большинстве, должны все-таки не психологи и психотерапевты, а психиатры, наркологи и социальные службы.Итак, человек, для которого важна качественная психологическая помощь, рано или поздно оказывается перед выбором. Обратиться к классическому психологу и, возможно, потратить недели и месяцы на разбор ситуаций прошлого, перетряхивания своего и близких людей «грязного белья» в режиме, т.н. «терапевтической беседы», раздражающей своей вычурной нейтральностью и безучастностью к происходящему, нежеланием принять реальную житейскую ситуацию человека, в которой не всегда возможно «принять, отпустить, осознать и прочее», чем так «сильно» психологическое консультирование, или искать альтернативу.Впрочем, все это — и чрезмерное злоупотребление анализом, и излишняя дистанцированность, применение порой совершенно необоснованных техник, идет вовсе не от того, что все психологи и психотерапевты, не умеют работать или недостаточно обучены. Причина в другом. Дело в том, что сам славянский менталитет, с его бесконечным киданием в крайности, от выворачивания души на изнанку перед случайным попутчиком в поезде, до страха открыться даже перед собственными любящими родителями, от желания получить все и сразу (в терапии — решить все проблемы за один визит) до склонности размазывать даже самые ничтожные обиды тонким слоем по всей жизни, и прочее, прочее, что мы все так хорошо знаем и понимаем о себе и других, на самом деле плохо встраивается в систему психологического консультирования, которая разрабатывалась, в основном, на западе и тяготеет либо к ортодоксальному психоанализу (мало говорить и много слушать), либо чисто манипулятивным методам, так сказать, отбраковке продуктов всевозможных спецслужб и политических институтов.Есть, правда, еще небольшое количество психотехнологий, которые явились плодами болезненного видения мира их создателей. Как всякое болезненное и сублимированное, оно достаточно быстро завоевало популярность у себе подобных и сейчас не менее успешно практикуется на ниве психотворчества и эзотерического целительства. Узнать эти школы и направления можно по чрезвычайно узкой теоретической базе, «культе личности» создателя или создателей, жестких рамках в обучении новых специалистов, стремлении завоевать массы (так и вспоминается герой «Москвы слезам не верит» — «скоро будет одно сплошное телевидение») и решить все их проблемы разом, посредством одного, максимум трех-пяти психоприемов.
На фоне всего этого, телесная терапия всегда стояла особняком. Она никогда не пыталась вылезти в первые ряды и стать панацеей от всех бед и страданий. Но почему-то когда никто или ничто другое уже не мог(ло) справится — прибегали к ней. «Терапия с широко закрытыми глазами», терапия, где никто не спрашивает тебя «как ты дошел до жизни такой и как тебе не стыдно?», где можно молчать и говорить, плакать и смеяться, танцевать или, свернувшись калачиком, сосать палец и хныкать, как в далеком детстве, о чем-то своем, при всех ее непонятных (то ли западных, то ли восточных) корнях, оказалась очень «нашей», очень понятной и очень родной.
Ее полюбили даже за отсутствие формата, при котором никто не говорит тебе, что ты обязан пройти непременно десять сеансов, и не опоздай ни на один, иначе все пойдет насмарку, и только в конце десятого сеанса ты получишь долгожданное излечение. Вообще, телесная терапия — крайне уважительно и трепетно, я бы сказала, даже чересчур трепетно, относится к самости человека. Она принимает его любого и это как-то априори чувствуется всеми, кто попадает в ее поле. Причем, здесь я хочу заострить ваше внимание, она действительно принимает человека любым, а не играет в это. Поэтому, настоящие телесные терапевты (вот странное дело, да?), чаще кажутся сосредоточенными и мало эмоциональными людьми. Они (настоящие!) никогда не кинуться вам на шею, изображая, таким образом, как они вам рады. Не будут приторно рассказывать вам о том, как надо любить себя и весь мир. Или фальшиво кивать в такт вашим словам с отсутствующим взглядом, чем так грешат те психологи, которые пришли в профессию, как это было модно, «решать свои проблемы».
С вниманием преданной собаки, готовой в любую секунду послужить своему хозяину, телесный терапевт, не нарушая не своих, ни ваших границ, оставаясь предельно тактичным и ненавязчивым, готов дать вам именно то, что вам действительно нужно. И поддержать вас в этом желании, давая понять — все хорошо, все правильно, все именно так, как должно быть.
Откуда они знают о том, что вам нужно?
Считывают с вашего тела! Не забывайте, они же телесные терапевты!
Как они это делают? А как, к примеру, профессиональный парикмахер с первого взгляда определяет, нужна ли вам небольшая коррекция длины челки и как давно вы стриглись последний раз? Как старый тренер с ходу скажет вам, есть ли у вашего чада шансы на спортивное будущее? Как хороший сапожник определит по походке, что у вас сломан супинатор? Также и телесный терапевт! По микродвижениям тела, по вашему дыханию, или тому, как вы сдерживаете его всеми силами, чтобы не расплакаться… Кстати, гештальт-терапевт в этом случае скажет: «Ты осознаешь, что ты хочешь плакать? Плачь! Позволь себе заплакать здесь и сейчас!»
Телесный терапевт не скажет ничего, он просто мягко кладет руку вам на затылок или одним движением пальцев разгладит сморщенное межбровье и слезы польются сами собой. Без напряжения. И, кстати, без всякого осознания и разрешения себе. А осознаете вы совершенно другое. А именно, почему вы плачете. В это время телесный терапевт, уже переместит свои руки по вашему телу так, чтобы мягко надавив или приподняв какую-то его часть, где спряталось, затаилось коварное напряжение, помочь вам сделать глубокий вдох, который вы носили в себе, может быть, годы, или освободится от чего- то, стягивающего внутри… Если в этом момент вам что-то и будет дано осознать, вы, скорее, вспомните череду каких-нибудь, казалось бы, совершенно не значимых ситуаций. Они промелькнут перед вашими глазами, как кадры кинофильма. Кинофильма про вашу жизнь. В одночасье станет ясно, с чего же все началось и почему это так было. И станет не важно. Потому что глубокий выдох в следующую минуту освободит вас от годами накопленной боли, и вы станете вспоминать о том, что раньше болело с легкой печалью и грустной улыбкой на устах. Никому не хочется страдать, но ведь это не значит, что освободится от страданий легко, верно?
Разумеется, то, что я описал, совершенно типичная, классическая картинка и мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что телесные терапевты, это маги, делающие загадочные пассы руками, в результате чего у клиента, волшебным образом, проходит все и сразу. Я лишь хочу этим описанием ответить на вопрос, за что люди любят телесную терапию. За возможность без мученического самокопания и чрезмерной ритуализации всего, что может быть связано с психотерапией и персоной самого психотерапевта, освободится от частицы напряжения и душевной боли. Почему частицы? А вы все еще думаете, что человека можно вылечить «от всего»?
«А вы все еще думаете, что человека можно вылечить «от всего»?»
ага, так и думаю до сих пор. Почему нет?
да ,на сегодняшний день мне это интересно
Пока человек жив ,то его можно вылечить и от всего
Очень понятно и по-существу. Вы все ближе и ближе работаете с этим направлением?